Концепцию создания участка по ремонту ТНВД и форсунок Common Rail на примере нашего предприятия (ООО Автомодерн, г. Могилев) можно изучить тут!
Информацию о добровольном страховании профессиональной ответственности организаций автосервиса можно прочитать тут!
C классификацией оборудования для проверки и испытания компонентов дизельной топливной системы, выпускаемого компанией Hartridge можно ознакомиться тут!
При ремонте топливные агрегаты проходят несколько стадий. Это входной контроль, подготовка к ремонту, дефектовка, разборка агрегата, замена необходимых узлов, сборка, выходной контроль. Ниже рассмотрим, при помощи какого оборудования и инструментов можно выполнить этот комплекс работ.
Первым шагом при приеме форсунок в ремзону является входной контроль, или другими словами проверка текущего состояния поступившей форсунки. На этом шаге СТО должно определить, требует ли форсунка ремонта, и в случае положительного ответа, согласовать ремонт с клиентом. Важным моментом является возможность установки в стенд грязной форсунки, без предварительной очистки, которая занимает время.
Для проверки состояния форсунки чаще всего используются простые и относительно недорогие стенды. Наиболее популярными на рынке являются Bosch EPS118, Hartridge IFT-70, Delphi YDT-35 (этот стенд так же выпускает компания Hartridge). Эти стенды умеют оценить налив форсунки в разных режимах, обратку и электрическое сопротивление форсунки. Подчеркиваю, речь идет об оценке этих параметров, для ремонта эти стенды не годятся, точность и функциональность недостаточны для осуществления выходного контроля после ремонта. У каждого стенда есть свои плюсы и минусы. Из плюсов EPS118 умеет печатать результаты проверки на принтер (остальные не имеют такой функции), IFT-70 – очень надежный стенд, который сложно повредить грязью из форсунки (мензурочная система измерения) и который имеет ряд дополнительных опций (ультразвуковая мойка, проверка механических и двухпружинных форсунок), YDT-35 – самый дешевый, но имеет неплохой функционал для своей цены (цена вопроса 6-9 тысяч евро).
На этапе входного контроля обычно выносится вердикт на уровне «живая/неживая».
Для проведения входного контроля многие СТО используют ремонтные стенды (более точные и функциональные). Однако при таком подходе следует либо проводить предварительную очистку инжекторов, либо быть готовым к возможному засорению мерительной группы стенда с последующим дорогостоящим ремонтом. Обычно использование более продвинутых стендов на этом этапе занимает больше времени и увеличивает амортизацию оборудования.
Это простая стадия, заключается в очистке форсунок. Однако стадия крайне важная, форсунка не прошедшая ультразвуковую очистку способна повредить стенд! Особенно это актуально для грузовых форсунок. Для проведения процедуры требуется ультразвуковая ванна. Они бывают разных размеров и качества, одним из топовых вариантов является оборудование Hartridge, мойки очень хорошие, но дорогие. На рынке можно поискать альтернативы, только надо учитывать, что не все мойки одинаково хорошо очищают.
Эта стадия включает в себя разборку, дефектовку, замену необходимых узлов и последующую сборку.
Важно понимать, зачем владелец СТО должен инвестировать в оборудование для сборки-разборки инжекторов, и какое оборудование имеет смысл покупать. И в этом аспекте важно понимать отличие процесса ремонта у инжекторов разных производителей.
На сегодняшний день форсунки Common Rail выпускают 4 производителя: Bosch, Delphi, Continental/VDO и Denso. У них есть особенности регулировки при ремонте, которые мы рассмотрим чуть подробнее.
Bosch
Наиболее распространенный производитель (70% рынка). Форсунка Bosch состоит из нескольких деталей, регулировка проводится подбором соответствующей детали нужного размера (размеры отличаются). Ключевым моментом является регулировка воздушного зазора между компонентами для корректной работы форсунки. При отсутствии специального инструмента процесс ремонта выглядит следующим образом:
собрали форсунку, поставили на стенд. Проверили – какие-то параметры не в норме. Сняли со стенда – разобрали. Поменяли нужную шайбу на более толстую/тонкую. Собрали – поставили на стенд. Если не угадали – форсунка не в параметрах. Опять сняли, разобрали, поменяли детальку. И так до достижения результата.
Однако имеется специальное оборудование, которое позволяет замерять физические зазоры в форсунке в процессе сборки. При наличии базы данных размеров форсунка собирается правильно с первого раза. Это существенно ускоряет процесс ремонта и уменьшает амортизацию стенда.
Примером такого оборудования, которое мы успешно используем на нашем топливном участке, является регулировочный комплект T-TEX CRI300. Видео о работе этого оборудования можно посмотреть на сайте производителя, вживую можно ознакомиться на нашем дизельсервисе в Минске.
Delphi
Форсунки Delphi, с одной стороны, проще в ремонте, чем Bosch, с другой - сложнее. Ремонт форсунки заключается в замене клапана и распылителя без регулировки. Регулировка форсунки проводится уже после сборки, путем установки на специальный стенд и последующей кодировки (авторизованный стенд (CRI-PC) после ряда тестов (от 150 до 500 точек измерений) присваивает конкретной форсунке уникальный корректировочный код, который впоследствии прописывается в блок управления двигателем автомобиля для того цилиндра, в котором установлена эта форсунка. Это позволяет блоку управления управлять работой форсунки так, как будто она полностью соответствует параметрам новой форсунки).
С учетом этого для сборки форсунки нет нужды использовать различные приспособления для измерения геометрических размеров. Тем не менее, технология производителя предписывает использовать специальный стапель для сборки форсунки, который позволяет осуществить предварительное сжатие инжектора перед закручиванием гайки распылителя. Усилие сжатия – 3000 бар, без него есть высокая вероятность повредить обратный клапан при монтаже.
Continental/VDO
Топливным системам этого производителя у нас посвящена отдельная статья.
Производитель для своих инжекторов из ремонтных запчастей дает только распылители и гайки для них, и то не для всех типов форсунок. С учетом того, что все форсунки VDO – это пьезофорсунки, никаких других регулировок не предусмотрено. Таким образом, ремонт инжектора VDO сводится к замене распылителя и гайки в тех случаях, когда это необходимо. При этом требуется динамометрический ключ, знание углов затяжки гайки и стенд с тест-планами для таких форсунок для осуществления контроля после ремонта.
Denso
Касательно форсунок Common Rail этого производителя следует понимать, что оригинальных запчастей от производителя на рынке нет, технология ремонта предоставляется только СТО DENSO, авторизованным по ремонту таких инжекторов, причем таких СТО на территории бывшего СССР ровно одна, в Москве. Причем даже таким сервисам запчасти и технологии ремонта предоставляются далеко не для всех инжекторов, а только для некоторых артикулов.
Таким образом, все ремонтируют форсунки Denso с использованием запасных частей сторонних производителей. У разных производителей запчасти отличаются по качеству и цене.
Ремонт таких форсунок, так же как и у BOSCH, подразумевает регулировку геометрическими размерами деталей (со своими особенностями, конечно же). Для измерения нужных размеров как вариант можно использовать дополнительную оснастку для комплекта T-TEX CRI330 (артикул DEN101), это новинка 2017 года.
С учетом вышесказанного, для ремонта форсунок Common Rail требуется комплект ключей (иногда специфических), специальный стапель для сборки/разборки, спецоснастка для измерения геометрических размеров, воздушных зазоров, хода анкера и тп., микроскоп, базы данных. Обычно все это включено в состав специализированных комплектов, таких как T-TEX CRI330.
Безусловно, важным моментом при сборке инжекторов является обеспечение чистоты помещения и места сборки. Все производители при авторизации сервисов по ремонту инжекторов Common Rail в обязательном порядке требуют наличие либо специализированного оборудования, либо отдельной комнаты с обеспечением вентиляции и очистки воздуха по определенным стандартам.
После того, как форсунка собрана, нужно убедится в том, что ремонт проведен успешно и выдать подтверждение в виде протокола испытаний отремонтированной форсунки клиенту.
Для этого необходимо использовать какой-нибудь стенд, который умеет проверять форсунку в различных режимах, корректно измерять результаты работы форсунки и формировать отчет об испытаниях с последующей его печатью на бумажном носителе.
Такие стенды являются наиболее дорогостоящим оборудованием в ремонтной зоне. Стоимость некоторых стендов превышает 100 000 евро. Такие затраты могут быть целесообразны для авторизованных дизельцентров, но подавляющее большинство небольших или вновь создаваемых сервисов не готово на такие инвестиции. Так что же выбрать, чтобы не очень дорого, но функционально было?
Три года назад в сегменте стендов по цене от 15000 до 30000 евро были представлены в основном китайскими, российскими, украинскими, итальянскими и турецкими производителями. Все эти стенды имеют схожий функционал и некоторые ноу-хау (например, кодировка инжекторов по собственному алгоритму, отличному от алгоритма оригинального производителя). Безусловные лидеры в производстве стендов (Bosch и Hartridge) были нацелены на сектор авторизованных СТО, где размер инвестиций имеет вторичное значение. Из стендов этих производителей в рассматриваемом ценовом сегменте на рынке имелся только Bosch EPS200. Однако в последние годы тенденция изменилась, лидеры теперь тоже конкурируют со сторонними, зачастую откровенно слабыми производителями.
Субъективно хотелось бы остановиться на следующих альтернативах:
Стенд Bosch EPS 205
Это разработка компании Bosch, которая собственно и является производителем основной части форсунок Common Rail. С учетом этого стенд предлагает самые правильные тестпланы на все инжектора Bosch, умеет проверять пьезофорсунки, подтверждать IMA код, имеется возможность создавать собственные тестпланы, печатать результаты. Качество Bosch. Серьезный продукт. Цена около 25000 евро.
Стенд Hartridge Sabre CRi Master
Разработка компании Hartridge 2017 года. По функционалу похож на EPS205. На сегодняшний день не умеет подтверждать IMA код пьезофорсунок (в разработке), имеет большое количество готовых тестпланов для форсунок всех производителей (регулярно пополняются изготовителем), имеется возможность создавать свои тестпланы, умеет печать протокол испытаний. Продукт от ведущего мирового производителя стендов. Ориентировочная цена 18000 евро.
Оборудование «Поток»
Очень интересный и перспективный производитель оборудования для ремонта дизельной топливной аппаратуры. Собственного стенда пока не имеет (в разработке), однако предоставляет все для апгрейда существующих стендов. Фактически если имеется любой стенд для проверки топливной аппаратуры (старый, китайский, мензурочный – не принципиально), его можно дооснастить для полноценной и комфортной работы с системами Common Rail или другими дизельными топливными системами. Имеется собственная безмензурочная система измерения, программное обеспечение с множеством тестпланов, источники сигналов для управления топливными агрегатами, cambox для насос-форсунок, возможность кодирования форсунок.
Вышеуказанное оборудование отлично справляется с задачами выходного контроля. Однако на базе такого оборудования не получится получить официальную авторизацию от производителей по ремонту топливных систем. Авторизованные решения требуют куда больших затрат.
В заключение хотелось бы особо отметить, что основным активом любого нормального дизельного сервиса являются квалифицированные сотрудники. Не забывайте повышать квалификацию своих топливщиков и проводить обучение новых сотрудников. Технологии не стоят на месте, актуальный уровень знаний – это ключ к успеху.
Наша компания занимается как ремонтом топливной аппаратуры, так и поставкой и обслуживанием соответствующего оборудования и инструментов. Мы так же имеет собственный учебный центр в Минске. Если у Вас есть интерес в создании нового предприятия по ремонту дизельной топливной аппаратуры, имеется желание ознакомится с действующим сервисом и получить наши рекомендации по развитию существующего участка, или у вас есть необходимость пройти обучение по топливной аппаратуре – звоните, мы всегда рады новым знакомствам и взаимовыгодному сотрудничеству!
Промывочная ванна предназначена для удаления частиц грязи после ультразвуковой мойки.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из стандартной комплектации стенда Hartridge IFT-70u предназначена для удаления загрязнений с распылителей форсунок.
Читстый шкаф обеспечивает необходимую высокую степень чистоты для проведения ремонта и сборки агрегатов дизельной топливной системы
Контрольно-испытательный стенд Hartridge AVM2-PC предназначен для ремонта компонентов дизельных топливных систем.
Контрольно-испытательный стенд Hartridge CRP-PC предназначен для ремонта насосов Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso.
Контрольно-испытательный стенд Hartridge CRI-PC предназначен для ремонта форсунок Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso.
Базовый стенд для определения работоспособности форсунок дизельной топливной системы Common Rail.