Обновленную версию статьи по созданию участка для восстановления форсунок топливной системы Common Rail можно почитать тут!
Информацию о добровольном страховании профессиональной ответственности организаций автосервиса можно прочитать тут!
На сегодняшний день все производители дизельных топливных систем требуют от своих авторизованных дизельцентров примерно одного и того же. Одним из важнейших условий является соблюдение чистоты в ремонтной зоне. Поэтому снятые с автомобиля агрегаты перемещаются во время ремонта из зоны в зону. Сначала, очевидно, насос или форсунка оказываются в зоне предварительной очистки (см. фото), то есть в таком месте, где с них будут удалены основные загрязнения (масло, копоть, грязь, нагар). Для этого используются различные способы, такие как мойка водой под высоким давлением, мойка с использованием специальных жидкостей, механическая обработка различными щетками и тп. На всех нормальных сервисах зона предварительной очистки отделена от основной ремонтной зоны.
После предварительной поверхностной очистки агрегат попадает на дефектовку. В случае обнаружения загрязнений внутри агрегата, проводится его полная очистка с использованием ультразвуковых ванн и различных специальных чистящих жидкостей. К выбору жидкости нужно отнестись весьма серьезно, так как при ошибке можно вполне угробить исправные элементы на данной стадии.
Особая чистота требуется при сборке агрегата, на этом сходятся все производители топливных систем. Требуется либо отдельная, закрытая «чистая комната» с подачей отфильтрованного воздуха, либо специальноеоборудование, такое как чистый шкаф от Hartridge. Без наличия такой комнаты авторизацию производителя получить нельзя. Это обусловлено высокой точностью исполнения деталей топливной системы, а так же огромным рабочим давлением в системе Common Rail. Любое загрязнение может вызвать поломку только что отремонтированной детали, что недопустимо.
Для обеспечения нормальной работы участка требуется наличие определенных коммуникаций. Первое – это воздух. Требуется наличие линий со сжатым воздухом давлением не менее 6 атмосфер. В линии или компрессоре должен быть осушитель, это важно, для некоторых стендов это критично.
Второе – вода. Кроме возможности помыть руки для дизелиста вода необходима для охлаждения стендов. Разные стенды требуют разного минимального давления воды в трубопроводе, поэтому внимательно изучите инструкцию к стенду.
Третье – электроэнергия. У вас в цеху должно быть достаточно точек подключения электрооборудования, причем для ремонтных стендов чаще всего требуется питание 380 вольт.
Четвертое – приточная и вытяжная вентиляция. Это важно, так как дело приходится иметь с соляркой, и достаточно сложно избавится от неприятного запаха топлива (по опыту можно сказать что некоторые калибровочные жидкости пахнут ничуть не лучше солярки).
Дизельный участок должен иметь определенное оснащение. Требуются следующие позиции: наборы различных ключей и головок, динамометрический ключ (желательно качественный), воротки, металлические щетки, различные индикаторы и микрометры, микроскоп, лупа, стапели для сборки-разборки насосов и форсунок, тиски, верстак, ультразвуковая мойка (минимум одна), специальная ванна для промывки деталей перед сборкой и тп. Для различных типов насосов и форсунок имеется определенный специнструмент. Существуют различные регулировочные наборы шайб и других элементов форсунок (отличаются толщиной), которые необходимы при ремонте. Сразу угадать, какие именно специнструменты вам потребуются, вряд ли получится, но приведенный выше список понадобится в любом случае.
Самое интересное и дорогостоящее в топливном цеху – это ремонтные стенды. Их существует великое множество на разные кошельки. Изначально при организации топливного участка его владельцу следует определиться, насколько далеко он собирается пойти. Дело в том, что для получения доступа к технологиям ремонта от производителей топливных систем (получение авторизации) обычно требуются совершенно конкретные стенды, вариантов выбора не предусмотрено. Для получения авторизации Bosch требуются стенды Bosch EPS815 или EPS708 (форсунки), для получения авторизации по ремонту форсунок Delphi и VDO – стенд Hartridge CRI-PC, по насосам Delphi и VDO – Hartridge CRP-PC или Hartridge AVM2-PC, решения Denso для насосов и форсунок Common Rail реализованы на базе стенда Hartridge AVM2-PC. Все указанные стенды являются самыми дорогими в своем классе, решения для форсунок начинаются от 60000 евро, по насосам дороже. Еще раз повторюсь, авторизация дает доступ непосредственно к технологиям ремонта производителя, оригинальным запчастям, при этом вы первым получаете самые новые технологии ремонта, что дает конкурентные преимущества. Есть возможность обучать своих специалистов непосредственно у поставщика на конвейер. Производители указанных стендов либо сами являются еще и производителями топливных систем, либо работают напрямую с такими производителями и получают ВСЮ необходимую информацию для разработки ремонтных решений. Работать на таких стендах просто, следуй алгоритму ремонта и все.
Есть и другие стенды. Цена вопроса на стенды для ремонта форсунок колеблется от 15000 евро до 25000 евро, на стенды для ремонта насосов и форсунок – от 30000 евро. Причем это все итальянские, украинские, российские, китайские или турецкие стенды. Здесь технические решения применяются самые разные. Мерительные группы работают по различным принципам, результаты измерений бывают разными, причем меряются разные параметры (порой отличные от авторизованных стендов). Тест-планы на форсунки и насосы предлагаются также совершенно разные, все на совести производителей стендов. Иногда стенды требуют дополнительного напилинга. Люди на таком оборудовании работают, многие успешно, но в этом случае на первый план выходит опыт, чутье и талант самого дизелиста. Если у вас по-настоящему толкового дизелиста нет, то воспитать его с ноля будет весьма непросто.
Есть еще одна группа стендов. Она собой представляет любой базовый механический стенд (лишь бы мотор был), который обвешивается различными имитаторами сигналов, измерительными решениями и прочей бижутерией. Стоят недорого, работают не ахти. Я бы не рекомендовал еще и по соображениям безопасности, так как готовые решения для ремонта Common Rail обычно учитывают высокое давление в системе и имеют защитные кожухи на случай прорыва тестовой жидкости.
Все вышеперечисленное не имеет ровно никакого смысла без толковых и квалифицированных сотрудников. Найти готового мастера – это серьезная задача, таких спецов стараются не упускать. Если вы видите бесхозного дизелиста, заявляющего, что он классный мастер, то имеет смысл проверить, все ли действительно так. Может человек неуживчив в коллективе, может не владеет вопросом в полной мере или еще какие нюансы. Но если вы реально нашли отличного спеца – это повод для радости. Мы свой сервис построили вокруг дизелиста (сначала нашли человека, потом построили цех и купили оборудование). Квалификацию дизелиста нужно постоянно поддерживать, отправлять его на обучение и стажировки. Технологии постоянно меняются, всегда возникает что-то новое и непонятное. Так же неоценимым является общение с другими ремонтниками, приехавшими на обучение.
При создании дизельного сервиса нужно прежде всего отдавать себе отчет о том, насколько серьезно вы готовы ввязаться в этот бизнес. Надо оценить собственные ресурсы и решить в какую сторону развиваться. Технологии, применяемые в современных топливных системах, оставляют все меньше и меньше пространства для маневра, плавно, но настойчиво подводя к концепции авторизованных дизельцентров. Ведь для ремонта систем Common Rail требуются большие финансовые вложения в оборудование и обучение, на которые так называемые "гаражники" идти не готовы. Поэтому адекватных дизельцентров не много.
Поэтому есть три сценария развития:
Промывочная ванна предназначена для удаления частиц грязи после ультразвуковой мойки.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из обновленной линейки Hartridge предназначена для удаления загрязнений с ремонтируемых деталей.
Ультразвуковая ванна из стандартной комплектации стенда Hartridge IFT-70u предназначена для удаления загрязнений с распылителей форсунок.
Читстый шкаф обеспечивает необходимую высокую степень чистоты для проведения ремонта и сборки агрегатов дизельной топливной системы
Контрольно-испытательный стенд Hartridge AVM2-PC предназначен для ремонта компонентов дизельных топливных систем.
Контрольно-испытательный стенд Hartridge CRP-PC предназначен для ремонта насосов Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso.
Контрольно-испытательный стенд Hartridge CRI-PC предназначен для ремонта форсунок Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso.
Базовый стенд для определения работоспособности форсунок дизельной топливной системы Common Rail.