Как создать дизельсервис Common Rail. Концепция

Обновленную версию статьи по созданию участка для восстановления форсунок топливной системы Common Rail можно почитать тут!

Информацию о добровольном страховании профессиональной ответственности организаций автосервиса можно прочитать тут!

 

Если посмотреть вокруг себя на улице в любом мало-мальски населенном месте, то с большой долей вероятности можно увидеть один или несколько дизельных автомобилей. Большинство легковых дизелей сегодня оснащены топливной системой Common Rail различных производителей. Сегодня автомобилей очень много, доля дизельных в Республики Беларусь весьма высока, поэтому, с учетом свойства любой машины ломаться, для дизельного автосервиса есть отличный сегмент для работы.

То есть объект для приложения усилий в нелегком деле зарабатывания денег имеется. Осталось только создать свой сервис и начать удовлетворять потребности привередливых клиентов. В этом месте часто возникает большой вопрос, с чего начать и куда идти.

Создание легального сервиса с нуля - это весьма нетривиальная задачка. Кроме помещения (с заключением санэпидемстанции), сервису требуется наличие сертифицированной технической литературы или програмного обеспечения, наличие квалифицированных специалистов (с подтверждением их квалификации), наличие поверенных средств измерения, инструмента и оборудования и тп. Без этого сертификат соответствия на оказываемые услуги получить весьма затруднительно. Эти вопросы хоть сложно, но решаются, темой же для данной статьи является техническое оснащение сервиса по ремонту систем Common Rail и описание способов работы такого сервиса.

Техническое обеспечение сервиса вытекает из решаемых задач. Цикл ремонта автомобиля выглядит так:

  1. Клиент обращается с проблемой
  2. Сервис производит диагностику автомобиля для установления причины неисправности
  3. В случае проблем по топливной системе Common Rail сервис проводит специальную диагностику с целью установления неисправного агрегата
  4. В случае обращения клиента со снятыми элементами системы Common Rail сервис проводит стендовую диагностику
  5. Сервис осуществляет ремонт или замену неисправных элементов и их адаптацию к автомобилю в случае необходимости
  6. Автомобиль выдается клиенту, деньги за ремонт идут в кассу, все довольны.

Нас интересуют пункты 2-5, остановимся на них подробнее.

Диагностика автомобиля - это, пожалуй, один из самых сложных процессов автосервиса. Квалифицированный диагност - это находка, за которую стоит держаться. Диагност должен четко представлять, как работает автомобиль и чем конкретно могут вызываться определенные  неисправности. Это непросто даже для сервиса, который занимается какой то одной маркой автомобилей (например БМВ). Представьте насколько все сложнее на обычном мультимарочном сервисе, который обслуживает самые разные машины? Ведь у каждой марки и модели болячки свои.
Первым помощником диагноста является сканер ошибок для блока управления двигателем. В современных автомобилях сотни датчиков, которые отвечают за работу различных узлов и одновременно осуществляют контроль параметров работы. При малейшем сбое датчики отправляют на блок управления двигателем сообщение о коде ошибки, которое сохраняется в памяти блока. Если выполнить компьютерную диагностику и такую ошибку прочитать, то сразу становится понятно, с чем работать.
На рынке представлено множество различных сканеров ошибок.
Лучше всего с конкретными марками автомобилей работают дилерские приборы от производителя автомобилей, именно для этих марок предназначенные. Они позволяют увидеть практически все системы автомобиля и корректно читают показания с автомобиля. Недостатков у таких приборов немного. и все они являются недостатками только с точки зрения обычного человека, решившего создать мультимарочный сервис: такие сканеры работают только с одной-двумя конкретными марками автомобилей, сами приборы стоят дорого, програмное обеспечение для них можно поучить только став официальным представителем производителя автомобилей (есть, конечно же, и взломанные версии программного обеспечения, но с учетом последних тенденций хранения баз данных для сканера непосредственно на серверах завода-производителя автомобиля и работы сканера с этими базами через интернет, будущее у взломанных приборов радужным не будет).
Другая группа приборов - это приборы, выпускаемые производителями элементов автомобиля, таких как Bosch, Delphi, Continental и тп. Эти приборы являются мультимарочными, то есть могут устанавливать связь с большим количеством моделей и марок автомобилей. Работают они конечно похуже, не все системы автомобилей доступны, причем в разных моделях машин разные приборы демонстрируют разную глубину просмотра. Так, где-то лучше Bosch KTS работает (в автомобилях с бошевским блоком управления двигателем), где то Delphi DS150 (там где блоки управления производства Delphi). В целом такие приборы показывают неплохие результаты и являются оптимальным выбором для мультимарочного сервиса. Причем лучше иметь их не один, а два разных. Для Common Rail сервиса я бы все таки рекомендовал Delphi DS150, так как этот прибор лучше справляется с прописыванием кодов для форсунок Delphi, что немаловажно.
Третья группа сканеров - это сканеры производства третьих фирм, которые стоят недорого и работают так себе. Их можно брать только в крайнем случае, если денег больше ни на что нет.

Кроме сканера и головы, диагносту требуются различные мультиметры, мотор-сканеры, газоанализаторы и множество других приборов, но очевидно, что без компьютерной диагностики сегодня работать нельзя.

Проблемы с ситемой Common Rail при компьютерной диагностике обычно характеризуются ошибкой по давлению в общей топливной рампе (рейке, рэйле - кто-как называет), и все. Такой диагностики недосточно для определения конкретной неисправности. Ведь недостаток давления в рейке может быть вызван как тем фактом, что одна или несколько форсунок не держат давление и сбрасывают топливо в обратку, так и тем фактом, что неисправен ТНВД (не способен накачать нужное давление) или клапан регулировки давления на нем (стравливает давление из насоса). Неисправности разные и требуют принятия различных решений (снимать ли форсунки, если да то какую (или какие), снимать насос или нет). Ведь демонтаж-монтаж агрегатов занимает много времени и сил, а за лишнюю работу никто не заплатит.
На этом этапе применяется механическая диагностика системы Common Rail. Отличным инструментом такой диагностики служит диагностический комплект Delphi YDT278 в связке с комплектом Delphi YDT410. При помощи этих комплектов можно установить, сливают ли форсунки в обратку и если да, то какие именно, установить какое давление создает насос в момент пуска двигателя, быстро проверить работоспособность клапана регулировки давления на насосе. После проведения диагностики можно работать только с неисправными элементами, что существенно экономит время и нервы.

Стендовая диагностика необходима в тех случаях, когда клиент приносит снятые агрегаты (ТНВД или форсунки) в руках. Не имея автомобиля сложно судить о работоспособности таких агрегатов. Для форсунок Common Rail важно не только создать необходимое давление топлива, но еще сгенерировать правильный электрический сигнал (ведь в современных форсунках за один ход цилиндра происходит порядка 30 впрысков топлива различной интенсивности). 12 вольт на контакт форсунки вполне способны угробить соленоид или пьезоэлемент. Существуют стенды, предназначенные именно для первичной диагностики форсунок Common Rail. Наиболее известные готовые решения - это Bosch EPS118 и Hartridge IFT-70 либо Delphi YDT35. Бош подороже (около 12000 евро), Хартридж подешевле (около 10 000 евро и 5 500 евро). С задачами первичной диагностики форсунок справляются и третий. Я особо сделал акцент на первичной диагностике, потому что многие клиенты, приобретая такое оборудование, рассчитывают с его помощью ремонтировать форсунки. Это не срабатывает, для ремонта требуются более серьезные и дорогостоящие стенды. Стенды первичной диагностики позволяют быстро (примерно 5 минут на диагностику одной форсунки) проверить относительно грязную, только что снятую с автомобиля форсунку без угрозы мерительной группе дорогостоящего ремонтного стенда и сделать вывод о том, требует ли форсунка ремонта. Примерно в 95% случаев такое заключение оказывается верным, иногда неисправность в форсунках проявляется только в определенных режимах, и тогда можно ошибиться. В этом случае форсунку нужно проверять на ремонтном стенде (понятно, после повторного обращения клиента скорее всего, но идеальных сервисов не существует, к сожалению). Кроме того, такие стенды необходимы даже в полноценном ремонтном цеху, так как в процессе ремонта форсунки очень часто требуется быстро проверить ее работоспособность, да и первичную диагностику никто для полноценного дизельцентра Common Rail не отменяет.
С первичной диагностикой насосов Common Rail все обстоит хуже. Я не знаю недорогого решения для такой задачи. Мы сами используем поноценный ремонтный стенд для диагностики насосов. Утешением служит то, что насосы Common Rail выходят из строя намного реже форсунок.

Стадия ремонта. Есть мелкие неисправности, которые может устранить любой сервис. Иногда достаточно отмыть распылитель форсунки в ультразвуковой ванне для восстановления ее работоспособности. Намного чаще клиент попадает на дорогостоящий ремонт агрегатов. Это неприятно, но никуда не денешься.
Сервис Common Rail, не оснащенный ремонтными стендами, имеет два пути: ставить новые агрегаты взамен вышедших из строя, либо ремонтировать старые при помощи партнерского дизельцентра, оснащенного по полной программе. Новые запчасти стоят дорого, клиенты обычно просят отремонтировать старые или покупают бывшие в употреблении агрегаты на рынке. Очень часто б/у форсунки или насосы ничуть не лучше тех, что поломались. Но это вопросы клиента, ведь проверка каждого б/у агрегата перед установкой на автомобиль стоит отдельных денег.
Наиболее рациональным на мой взгляд является ремонт агрегатов или продажа клиенту восстановленных. В любом случае, это подразумевает партнерские отношения с каким-нибудь дизельцентром. Условия работы могут сильно отличаться. Мы, например, предоставляем партнерским сервисам 20% скидку на работы и определенную скидку на ремонтные запчасти (зависит от номенклатуры). Так же доступны технические консультации, стажировки, обучение, льготные цены на товары (фильтры, инструменты, присадки, программное обеспечение и тп) и возможность работать без предоплаты. Как работают другие сервисы, не знаю, говорить не буду.

Для сервисов, расположенных в небольших городах, вообще нет смысла покупать ремонтные стенды. При небольшом количестве машин окупить такой стенд будет очень проблематично. Для таких сервисов действительно рациональным решением будет поиск партнера по ремонту агрегатов.
Следует отметить, что ремонт насосов и форсунок - это половина дела. Нужно правильно снять и установить агрегаты, произвести очистку топливной системы (помыть бак, магистрали и тп), адаптировать форсунки на автомобиле, установить дополнительный фильтр-сепаратор.

Предлагаю немного посчитать. Приведу расценки на некоторые работы на нашем сервисе (цены приведены в евро по курсу нацбанка для удобства расчетов):

  • Компьютерная диагностика – 15,6 евро;
  • Диагностика системы Common Rail – 17,4 евро;
  • Проверка одной форсунки на стенде – 5,9 евро;
  • Снятие и установка форсунок с автомобиля – от 21,7 евро до 26 евро;
  • Снятие и установка ТНВД – от 17,4 евро до 40 евро.

При расчете срока окупаемости оборудования примем, что на амортизацию оборудования направляется половина выручки, вторая половина из расчета исключается – это деньги на зарплату, налоги и прочие расходы.

Сканер Delphi DS150. Его стоимость составляет 3500 евро. Для покрытия всех расходов нам потребуется продиагностировать 448 автомобилей. На сегодняшний день диагност на нашем сервисе проверяет в среднем 6-8 машин в день. То есть в условиях нашего сервиса такой прибор полностью окупится всего за три месяца! Пусть для начинающего сервиса эта цифра будет в три раза больше, все равно это даже меньше года, и еще мы помним, что за это время дополнительно 3500 евро будет направлено на расходы сервиса.

Комплект диагностического оборудования для механической проверки системы Common Rail от Delphi стоит 2270 евро. Оценить в денежном выражении вклад этого оборудования в общее дело не так легко. Это связано с тем, что диагностика Common Rail является дополнением компьютерной диагностики. Но несомненным плюсом этого комплекса является то, что его наличие привлекает к вам клиентов именно с неисправностью топливной системы Common Rail. И если вы должным образом наладили техпроцесс, то эти два набора принесут много-много дополнительных нормо-часов для вашего сервиса. Снятие и установка агрегатов, стендовая диагностика, промывка топливной системы, установка дополнительного фильтра-сепаратора – все это приносит деньги вам, а не соседнему более расторопному автосервису. Не забываем про вашу денежную комиссию при ремонте агрегатов на партнерском дизельцентре. Дополнительным источником дохода является продажа присадок, фильтров и тп. Главное – сделайте ремонт качественно и выставьте клиенту справедливую цену. Не надо приписывать цены и завышать объемы ремонта – вся округа будет знать об этом быстрее пожара. Репутацию потерять очень просто, а заработать – сложно. Еще скажу, что это - один из наиболее востребованных инструментов в дизельсервисе Common Rail (исходя из опыта). И если вы привлекли на ремонт 100-150 автомобилей с проблемами Common Rail – то рассматриваемый комплект полностью окупится, можете мне поверить.

Проще посчитать денежный эффект от использования стенда Hartridge IFT-70. Его цена составляет примерно 9300 евро. Элементарный подсчет показывает, что для полной амортизации стенда придется проверить целых 3152 форсунки Common Rail! Нереальная цифра на первый взгляд. Однако следует отметить, что крайне редко форсунки попадают на стендовую диагностику по одной. Обычно приносят весь комплект (4 штуки), а бывает что и полведра бэушных форсунок с рынка, для выбора наиболее живых. Таким образом, наша цель проверить порядка 790 комплектов форсунок. Если все идет не очень хорошо, и вы будете проверять в среднем по комплекту в день (на первом этапе может и меньше, зато через несколько месяцев после начала работы – скорее всего больше), то вам потребуется два с небольшим года максимум для возврата своих вложений. При этом на нужды сервиса останется еще 9300 евро в обороте (и рабочий стенд в цеху). По-моему, уже стоит рассмотреть приобретение такого оборудования. Но самое главное, клиенты не воспринимают всерьез дизельсервисы, которые не имеют ни одного стенда. А повышение притягательности вашего сервиса для клиентов – это важнейшая и постоянная задача.

С учетом вышесказанного была разработана концепция развития дизельпойнтов. В нашем представлении первым этапом становления дизельного сервиса является именно создание дизельпойнта, то есть сервиса, который занимается диагностикой, снятием и установкой агрегатов без их непосредственного ремонта. Основным оборудованием для такого сервиса является диагностический сканер Delphi DS150, диагностические комплекты Delphi YDT278 и Delphi YDT410, диагностический стенд Hartridge IFT-70 либо Delphi YDT35. Имея указанное оборудование можно говорить о возможности качественной диагностики систем Common Rail. Таким сервисам предлагается работать в связке с ами для ремонта агрегатов. Впоследствии, когда сервис отладит технологические процессы по ремонту дизелей, сформирует круг клиентов и заработает устойчивую репутацию качественного дизельсервиса, возможно дооснащение такого сервиса ремонтными стендами и создание полноценного участка по ремонту дизельных агрегатов.
Мы готовы поставить указанное оборудование и оказать содействие в организациии дизельсервиса.
Мы имеем огромный опыт по ремонту дизелей разных конструкций, прямой доступ к производителям топливных систем и диагностического оборудования, у нас есть собственный учебный центр. Рекомендуемый нами пакет оборудования (дополнительно потребуется некоторый специнструмент, покупка программного обеспечения Delphi и приведение внешнего вида мастерской к корпоративным нормам) дает возможность претендовать на получение статуса авторизованной диагностической мастерской Delphi.

Видео с демонстрацией стенда и комплекта механической диагностики.


Мы готовы поделиться своим опытом в плане организации дизельного сервиса с нашими партнерами. Наши двери всегда открыты для дизелистов, звоните, пишите, приезжайте, думаю посещение нашего дизельного сервиса в Минске будет полезным и интересным для каждого.

Наши товары
Диагностический прибор Delphi DS150

Мультимарочный прибор для проведения компьютерной диагностики автомобиля на базе ПК. С ПО Diesel MAX.

подробнее...Цена: 11 696 Br (~3500 EUR)
Диагностический комплект Delphi YDT278

Комплект инструмента для механической диагностики дизельной топливной системы Common Rail без снятия ее элементов с автомобиля.

подробнее...Цена: 5 948 Br (~1780 EUR)
Стенд для испытания форсунок системы Common Rail EPS 205

Bosch EPS 205 - автоматический, точный и недорогой способ определения работоспособности компонентов дизельной топливной системы Common Rail.

подробнее...Цена: 84 547 Br (~25300 EUR)
Калибровочный комплект CR T-TEX CRI330

- Дает возможность собирать и разбирать все виды форсунок
- Считывает значения размера форсунки и их настройки
- Аналог "Stage 3" Bosch 

подробнее...Цена: 28 405 Br (~8500 EUR)
Диагностический комплект Delphi YDT410

Диагностический комплект Delphi YDT410 расширяет функционал диагностического комплекта Delphi YDT278, позволяя последнему проводить диагностику неисправности клапана регулировки давления на ТНВД без снятия с автомобиля.

подробнее...Цена: 1 637 Br (~490 EUR)
Стенд для испытания форсунок системы Common Rail EPS 118

Базовый стенд для определения работоспособности форсунок дизельной топливной системы Common Rail.

подробнее...Цена: 32 081 Br (~9600 EUR)
Стенд для испытания форсунок системы Common Rail YDT-35

Базовый стенд для определения работоспособности форсунок дизельной топливной системы Common Rail.

подробнее...Цена: 21 859 Br (~5500 GBP)
Контрольно-испытательный стенд для проверки форсунок Common Rail Sabre CRI180-A

Компактный универсальный стенд для испытания инжекторов Common Rail. Хорошее соотношение цена/качество. Производство Англия.

подробнее...Цена: 68 757 Br (~17300 GBP)
Диагностический стенд Hartridge IFT-70U

Диагностический стенд Hartridge IFT-70U предназначен для диагностики снятых с автомобиля форсунок Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso.

подробнее...Цена: 33 782 Br (~8500 GBP)
Блок управления форсунками Hartridge IFT-с

Блок управления генерирует сигналы управления для форсунок Common Rail производства Bosch, Delphi, VDO, Denso, включая пьезофорсунки Bosch, VDO.

подробнее...Цена: 9 856 Br (~2480 GBP)